Музыкальная программа в этом году открывает и закрывает Красноярскую ярмарку книжной культуры. В первый день, 3 ноября, зрители КРЯКК услышат музыкально-театральное истолкование образа Офелии в контексте пьес Уильяма Шекспира и Хайнера Мюллера «Смех по съеденному сердцу Офелии». Премьеру для Красноярска со знакомым режиссером-экспериментатором Елизаветой Мороз. Завершится программа 7 ноября концертом Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской государственной филармонии имени Дмитрия Шостаковича. Подробности от куратора музыкальной программы КРЯКК Алексея Трифонова.
Алексей, расскажите о первом событии.
Оно посвящено образу Офелии не только у Шекспира но и у Хайнера Мюллера, и сопровождается музыкой английских, итальянских, французских и немецких композиторов XVII-XVIII веков. Мне кажется, что это интересная концепция. Режиссер Елизавета Мороз долго работала над текстом, над его компоновкой, в частности, использовала современный перевод «Гамлета» Алексея Цветкова. Тема Офелии, ее взаимоотношений с Гамлетом, с братом, с отцом будут показы в разных ракурсах. Светлана Мамрешева, уникальная певица и актриса, предстанет в обеих своих ипостасях. Это будет не просто концерт, а спектакль, с интересной визуальной составляющей.
Финальной точкой XV Красноярской ярмарки книжной культуры станет концерт Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской государственной филармонии имени Дмитрия Шостаковича. В чем идея этой программы?
Красноярцы услышат крайне редко исполняемый в России фортепианный концерт Галины Уствольской, ученицы Шостаковича, с которым ее связывали очень сложные взаимоотношения любви, отторжения, взаимного цитирования. Это ее раннее произведение 1946 года, написанное сразу после войны. И дальше переходим к раннему произведению Бриттона на стихи Рембо - это отраражение шедевра французской поэзии, в британской музыке середины ХХ века. Во втором отделении концерта – «Русские сезоны» Леонида Десятникова, одного из ведущих современных мировых композиторов, и мне очень хотелось, чтобы в Красноярске услышали это произведение. Тем более, что сольную партию будет исполнять Надежда Павлова, которая, на мой взгляд, является одной из самых интересных, интеллектуальных и музыкальных певиц не только России, но и Европы. Достаточно послушать ее партию Виолетты в «Травиате» в постановке Роберта Уилсона или ее триумф в этом году в Зальцбурге с партией донны Анны в «Дон Жуане». Тексты, которые использует Леонид Аркадьевич в «Русских сезонах», взяты из различных этнографических источников. Гостям КРЯКК будет крайне интересно это пересечение интеллектуальных и музыкальных смыслов.
Как взаимодействуют тема ярмарки «Мужское и женское. Трансформация социальных ролей в современном обществе» и тема музыкальной программы?
Я могу сказать, что весь возможный спектр душевных метаний Офелии Елизавета Мороз и Светлана Мамрешева отражают в полной мере. Остается только прийти, посмотреть, послушать и найти в себе новые эмоции. Честно говоря, я не люблю, когда произведение искусства дает ответы на какие-то вопросы, гораздо важнее когда оно заставляет задуматься о постановке новых вопросов. Хотелось бы, чтобы эти две программы сподвигли посетителей на задавание самим себе вопросов, которые у них ранее по тем или иным причинам не возникали.
Барочная музыка часто ассоциируется с высоким голосом. Как музыкально трансформируется образ Офелии?
Это стереотип по поводу барочной музыки. На самом деле, композиторы писали для разных голосов, в том числе и для высокого голоса кастратов. Сейчас это контр-тенор, поскольку натуральных кастратов нет. Женские партии писались для нормальных женских голосов, для сопрано, для контральто. Поэтому высокий голос - это стереотип, который не соответствует исторической действительности.
Вы подготовили произведения, которые редко исполняются. И, возможно, новые для публики имена, – великолепная музыка Галины Уствольской – это определенный вызов. Композиторы-мужчины и композиторы-женщины равны в своих музыкальных талантах, но, к сожалению, не равны в количестве исполнений.
Как раз это и показывает пример Галины Уствольской, она в своей жизни сталкивалась со многими сложностями и большую часть произведений писала в стол. Но творческий процесс не зависит от гендера, его не может остановить ни социальная среда, ни всяческие государственные принудительные действия. И музыка Галины Ивановны это хорошо показывает. И хотел бы добавить, что концерты Уствольской принято считать мужскими, поскольку они требуют от исполнителя большой физической силы. Мария Андреева, уникальный музыкант, - пианистка и скрипачка, уже несколько раз исполняла этот концерт, и я считаю, что у нее это очень интересно получается. И это тоже слом стереотипов относительно мужского и женского и в исполнительском искусстве.
Для красноярцев режиссер Елизавета Мороз - это человек, который перевел оперу в другое пространство, я сейчас говорю «Ночи в музее». И зрители готовы к ее экспериментам.
Я надеюсь. Люди в принципе готовы к разным экспериментам, если они открыты новому и могут убрать свои собственные страхи. То, что мы делаем, не обязательно должно всем нравиться, нет. Самое главное, чтобы после прослушивания люди не оставались равнодушными. Пусть спорят. Самое печальное, чего хочется избегать, когда зрители приходят, что называется, культурно провести время. Выйти в свет и заинстаграмиться, или выбраться из дома для встречи с подругами. Все-таки мне хочется, чтобы зрители проделали внутри себя эмоциональную и умственную работу. Эти два события, которые мы привозим в Красноярск, точно не про «культурно провести время», это тщательная работа со своими эмоциями и со смыслами внутри себя.
Мы как раз всегда говорим о том, что КРЯКК – это работа с собой.
Да. Я буду в это время в Красноярске и очень хочу побывать там, поучаствовать в событиях ярмарки..
Кроме двух событий, в середине КРЯКК наступит настоящее погружение в детство.
Сноу- Шоу Славы Полунина – это история извлечения чистой радости! (оно пройдет 4 - 8 ноября в Красноярском музыкальном театре). Это то, что нам удалось сделать в такие очень короткие сроки.

Никулина Алена, куратор КРЯКК Daily