Принципиально новые форматы, флэшмоб, воркшопы, лекции и многое другое – разобраться в программе 2021 года нам поможет шеф-редактор журнала «Теория моды: одежда, тело, культура», куратор программы «Мода».
В «модной» программе ярмарки ежедневно будет проходить 3-4 события. Людмила, помогите определиться, где будет интересно профессионалам и знатокам, и куда отправиться тем, кто только начинает интересоваться модой.
У нас нет такого разграничения для профессионалов и начинающих. Мы, когда работаем над программой, имеем ввиду разных участников, это обогащает опыт и тех, и других, создает энергетику, и я уверена, что встречи теоретиков в и практиков полезны и тем, и другим. Как показывает мой преподавательский опыт, лекции не возбраняется слушать под мерное постукивание спиц.
У нас отличная выставочная программа, очень большая и разная, но при том объединена общими идеями и требует от посетителя внимательного соучастия. Рекомендую сначала пройтись по всем выставочным пространствам, окунуться в проблематику, которые они поднимают, рассмотреть выставочные проекты, обжить, а потом поучаствовать в мероприятиях, связанных с этими выставками.
И, конечно, обратить внимание на лекции. Их темы тесно связана с изданиями НЛО, это журнал «Теория моды: одежда, тело, культура» и серия книг – нас, как обычно, ждет презентация новинок. Есть записанное интервью легендарного теоретика моды Валери Стил, она знала, для кого и для чего записывается интервью, так что можно смело сказать, Валери Стил «едет» в Красноярск.
Все события программы «Мода» тесно связано с темой ярмарки «Мужское и женское. Трансформация социальных ролей в современном обществе». Ведь одежда – один из принципиальных конструкторов гендера и здесь есть что обсудить. И будут возникать дискуссии, которые напрямую касаются этих вопросов и требуют вдумчивого разговора. Мы многое принимаем как должное: розовый - для девочек, черный - цвет траура. А почему? Цвет историчен – об этом говорит известный французский историк цвета Мишель Пастуро, автор серии книг, посвященных разным цветам, последняя из которых – желтому.
В этом году впервые на ярмарке будет проводиться флешмоб, связанный с одеждой. Это свитерный флешмоб, приуроченный к выставке «Мой дорогой свитер». Дресс-код: обязательный свитер с историей. Расскажите подробнее, как принять участие, нужно ли подавать заявку, есть ли ограничения, и т.д. И несколько слов о самой выставке, ведь это премьера, «Мой дорогой свитер» еще никто не видел.
Есть только одно правило - нужно обязательно быть в свитере и быть готовым рассказать его историю. Флешмоб – это часть выставки-исследования «Мой дорогой свитер». В процессе работы выяснилось очевидное – почти у всех есть те самые особенные свитера. А у них есть история, которая не дает возможности выбросить или отдать эту вещь. Мы попросили проект личных историй PostPost.Media обратиться к своим подписчикам, чтобы они рассказали историю своих свитеров. В итоге собрали около 300 историй, из них выбрали 80 и записали вербатим. Его премьера состоится в Красноярске, а продолжением станет флешмоб. Мы зовем всех! Для Красноярска это актуально, сибирские морозы предполагают, что свитера есть у всех, это универсальный согреватель, кокон, который спасает от холода. Но зачастую свитер связан с ощущением эмоционального комфорта и заботы, если его связал и/или подарил дорогой вам человек или вы его купили в каком-то особом памятном месте или в особенно важный период своей жизни.
Как это будет проходить, особенно если придет много участников?
Мы пока не знаем, будем делать это впервые, надеемся, что красноярцы нам помогут. Было что-то похожее в Норвегии, ведь свитер для норвежцев почти национальный костюм. Думаю, сориентируемся на месте. У нас в распоряжении есть пространство в четвертом павильоне, собираемся там и показываем и рассказываем про свои свитера.
Пандемия коронавируса повлияла на все стороны нашей жизни. Как отреагировала на новую действительность модная индустрия? Как изменились повседневные гардеробные привычки каждого из нас? Будет ли возможность у красноярцев узнать ответы на эти вопросы?
Пандемия не прошла, мы продолжаем жить в ее реалиях, но перемены очевидны и им посвящен изданный в этом году сборник «Новая норма. Гардеробные и телесные практики в эпоху пандемии» по следам конференции, которую журнал «Теория моды: одежда, тело, культура» организовал 10 июня 2020 года. Участвовали более 50 человек из разных стран, мы сидели в зуме 12 с лишним часов и результатом стал этот сборник.
Мы его представим 7 ноября и на презентации зайдет речь о моде как наиболее пострадавшей от пандемии индустрии. Ведь одежда - очень социальная вещь, мы наряжаемся по случаю, мы куда-то выходим, и когда большую часть времени мы стали проводить дома, все изменилось. Пандемия показала всем нам, и производителям, и потребителям, что мы можем обходиться гораздо меньшим. И как быть дальше? Как мода будет учитывать уроки пандемии? Причем, вопрос о снижении потребления зашел задолго до пандемии, и он связан с устойчивостью развития: если мы продолжим производить и потреблять в том же объеме, боюсь, что через некоторое время нас ждет катастрофа. Одежды на самом деле производится гораздо больше, чем нужно и очевидна необходимость пересмотра всей системы моды: и производства и потребления. Но это невероятно болезненный процесс для моды, которая изначально ориентировалась на новизну и постоянную смену. Раньше было так: купил(а)-надел(а)-забыл(а) и уже мечтаешь о новом. Находясь дома, мы впервые рассмотрели то, что хранится у нас в гардеробе. Произошло замедление, и мы присмотрелись к тому, что есть. Как это будет дальше, какие потери и приобретения нас ждут – мы это все увидим «в прямом эфире». Не прошел даром и цифровой период нашей жизни, когда социальная жизнь почти полностью переместилась онлайн, случился бум виртуальной одежды, которая, очевидно, будет и дальше развиваться. Но все-таки человеческое – это про тактильность, сенсорику, тепло, запахи, контакт с вещью. Об этом, в частности, будем говорить с нашими гостями художницами Устиной Яковлевой и Александрой Павловской.
В день закрытия ярмарки, 7 ноября, одним из последних событий станет финал конкурса «Дресс-код: Сибирь». Расскажите, что приготовили участники, чем удивили?
Все еще в процессе. Наши участники получили задание подумать о гендерных конструкциях, о том, как мода работает с гендерными границами. Ждем много интересного, надеемся, что год не прошел даром. Помимо конкурсных работ мы покажем еще одну коллекцию.
В 2019 году на КРЯКК был представлен большой выставочный проект Раз/архивация, потом он был показан в Москве, но уже в условиях локдауна, в пустой галерее, поскольку практически после открытия выставки музеи и галереи были закрыты. И мы подумали, что у выставки должно быть продолжение и решили, что возьмем все баннеры, экспликации, полотна и сделаем из этого коллекцию актуальных предметов гардероба. И прямо сейчас дизайнеры Нина Вересова, Мария Кулькова, Анна Цыкунова, заканчивают над ней работу с тем, чтобы привезти, показать и рассказать о ней в Красноярске. Эту коллекцию мы назвали «Раз/архивация 2.0», получился такой беспрецедентный ресайклинг выставки, ее новый жизненный цикл. Коллекция станет частью выставки и будет представлена 7 ноября в рамках финала конкурса «Дресс-код».
Татьяна Аронова, журналист