Гуманитарные науки
Филипп Арьес «Человек перед лицом смерти», ИП Сайфуллин Т. А. Перевод В. К. Ронина
Книга французского историка Филиппа Арьеса про смерть уже давно стала библиографической редкостью и только недавно была переиздана. Сам Арьес называл себя «историком по воскресеньям», потому что занимался исследованиями в свободное от основной работы время, но это не помешало ему стать классиком истории повседневности и быть близким к известной школе «Анналов». А его книги про культуру смерти и культуру детства входят во все списки чтения по этим темам.
В «Человеке перед лицом смерти» рассказывается история непростых взаимоотношений европейцев (прежде всего — французов) и танатоса: как смерть, сперва вполне понятная и «прирученная», стала знаком умолчания и все стали ее бояться.
Спрашивать на стенде С6 «Бакен», павильон № 1.
Вольфрам Айленбергер «Время магов. Великое десятилетие философии. 1919–1929», Ад Маргинем Пресс, Музей современного искусства «Гараж». Перевод Н. Федоровой
Есть книги, которые рассказывают о биографиях великих философов. Есть те, в которых анализируется творчество этих мыслителей. Наконец, есть такие, которые погружают нас в интеллектуальную эпоху прошлого и позволяют почувствовать некий «дух времени». Но Вольфрам Айленбергер написал синтетический труд, который объединяет все это вместе, отыскав при этом нечто общее у таких (часто противоположных) личностей, как Эрнст Кассирер, Мартин Хайдеггер, Людвиг Витгенштейн и Вальтер Беньямин.
Даже если вы смутно помните эти имена из учебников по философии, то «Время магов» можно читать как увлекательный интеллектуальный роман, который раскроет и идеи великих мыслителей, и эпоху, в которую они жили.
Спрашивать на стенде А15 «Ad Marginem Press», павильон № 1.
Шэрон Ковальски «Правонарушительницы. Женская преступность и криминология в России (1880–1930)», Academic Studies Press/Библиороссика. Перевод А. Глебовской
Флагманом издательства «Academic Studies Press/Библиороссика» является серия «Современная западная русистика», где выходят книги западных ученых о истории, литературе, политике и культуре России. Это всегда книги на неожиданные темы, которые исследуются с точки зрения современных гуманитарных и социальных наук.
Одна из новинок в этой серии — книга Шэрон Ковальски «Правонарушительницы». Она состоит из двух частей: в первой рассказывается история криминологии в Российской империи и в СССР (не последнюю роль здесь сыграл «женский вопрос»), во второй — история женской преступности того же периода.
Спрашивать на стенде С6 «Бакен», павильон № 1.
Карло Гинзбург «Деревянные глаза. Десять статей о дистанции», Новое издательство. Перевод М. Велижева, С. Козлова, Г. Галкина
Карло Гинзбург является классиком современной исторической науки, одним из основателей такого направления исследований, как микроистория. Его книга «Сыр и черви» о жизненном мире мельника, который жил в XVI веке, — стала базовой по истории повседневности и исторической антропологии.
В новый сборник статей «Деревянные глаза» собраны тексты Гинзбурга на разнообразные гуманитарные темы: от истории литературного приема остранения и ремесла историка до глубокой рефлексии на всем сегодня знакомые феномены дистанции и удаленности.
Спрашивать на стенде В9 «Новое издательство», павильон № 1.
Мацей Гурный «Великая война профессоров. Гуманитарные науки. 1912–1923», Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге. Перевод Н. C. Поляковой
Интереснейшая книга польского историка Мацея Гурного на интригующую и актуальную тему — то, как и почему гуманитарные науки становились орудиями войны между странами. Автор прослеживает историю того, как гуманитарное знание постепенно «национализировалось», а профессора охотно переходили на сторону своих правительств, изучая, чем их «враги» отличаются на природном и психологическом уровнях.
Эта книга ломает стереотип о науке как предприятии без границ и национальностей, а также показывает ее зависимость от конкретного исторического и социального контекста.
Спрашивать на стенде В6 «Европейский университет», павильон № 1.
Социальные науки
Серия «Гендерные исследования» издательства Новое литературное обозрение
Сегодня вопросы гендера находятся в центре общественной дискуссии (что подтверждает и тема нынешней ярмарки — «мужское и женское»), а гендерные исследования являются локомотивом социальных и гуманитарных наук. Не удивительно, что издательство НЛО открыло специальную одноименную серию, которую редактирует Мария Нестеренко.
В этой серии выходят интересные книги, которые исследуют и развивают гендерную оптику, среди новинок можно выделить работу Мэгги Доэрти «Равноправные. История искусства, женской дружбы и эмансипации в 1960-х» о женском колледже Рэдклифф, где была открыта стипендиальная программа для матерей, что превратило его в важный центр освобождения американских женщин, и работу Анжелики Артюх «Кинорежиссерки в современном мире» о тех женщинах из России и Европы, что снимают кино сегодня.
Спрашивать на стенде В4, С3 «Новое литературное обозрение», павильон № 1.
Мэри Дуглас «Как мыслят институты», Элементарные формы. Перевод А. Корбута
Мэри Дуглас вошла в историю социальной антропологии как большой исследователь классификаций, ее книга «Чистота и опасность» стала классической для нашего понимания того, как мы определяем грязь и ее отсутствие, и как все это связано с социальной структурой.
«Как мыслят институты» является самой спорной книгой Дуглас в ее наследии, потому что тема ее звучит достаточно интригующе: понять, как социальный контекст определяет те классификации, которыми мы мыслим, иначе – как институты задают нашу понятийную сетку. Но под обложкой скрывается ряд текстов, которые перекликаются между собой скорее какими-то скрытыми связями, чем строгой логикой, поэтому исследователи до сих дискутируют о смысле этой работы. Теперь попытаться распутать этот клубок может и русскоязычный читатель.
Спрашивать на стенде С6 «Бакен», павильон № 1.
«Россия 2050. Утопии и прогнозы», Новое издательство
Думать о будущем интересно, но не очень продуктивно. Поскольку прогностические возможности каждого отдельного человека очень ограничены, мы не можем спланировать свою жизнь на год вперед, что уже говорить о целой России и о далеком 2050. Но Фонд имени Фридриха Эберта решил собрать в одной книге видных российских ученых, художников и писателей, чтобы они, каждый со своей точки зрения, заглянули в будущее. Получилась большая и объемная картина, которая привлекает именно своей полифоничностью, ведь какой-то из прогнозов или планов утопического развития страны вполне может оказаться реальностью.
Спрашивать на стенде В9 «Новое издательство», павильон № 1.
Григорий Ревзин «Как устроен город: 36 эссе по философии урбанистики», Strelka Press
Григорий Ревзин является сегодня, наверное, самым ярким и влиятельным архитектурным критиком и урбанистическим публицистом (сложно даже определить жанр его текстов). В его книге собраны 36 эссе, буквально «по кирпичикам» объясняющие, что такое город, из чего он состоит, как в нем устроены властные отношения, что из себя представляют парки, гаражи и универмаги.
Опыт жизни в городах есть у многих, а у всех горожан есть свое интуитивное представление о городе, но книга Ревзина показывает скрытые смысловые пласты, которые не уловишь в повседневной жизни.
Спрашивать на стенде С8 «Альянс независимых издателей», павильон № 1.
Ребекка Хендерсон «Капитализм в огне. Как сделать эффективную экономическую систему человечной», БФ «Нужна помощь». Перевод В. Горохова
После падения социалистического блока главной экономической системой в мире стал капитализм. Но вот уже более 30 лет не утихают споры о том, насколько капитализм в погоне за эффективностью и прибылью способен обеспечить качественную, здоровую и экологичную жизнь простому человеку. Даже такие уважаемые экономисты, как Ребекка Хендерсон (профессор в Гарвардской школе бизнеса), задумываются о недостатках капитализма и способах их исправления.
В своей книге «Капитализм в огне» она показывает, как бизнес может быть более социально ответственным, учитывать интересы и работников, и природы, но при этом оставаться прибыльным. Если вы не готовы сразу окунаться в социалистические проекты будущего и левую критику капитализма, то книга станет хорошим введением в проблемы современной экономики с практическими рекомендациями по их решению.
Спрашивать на стенде N6 «Такие дела», павильон № 4.
Научно-популярная литература
Серия «Азбука понятий» Издательства Европейского университета в Санкт-Петербурге
Многие термины и понятия из социально-гуманитарных наук часто попадают в публичную сферу, входят в лексикон экспертов и журналистов и нередко если не искажаются, то теряют оттенки смыслов. А ведь все эти слова имеют свою давнюю историю и для них очень важен контекст. Поэтому в Издательстве Европейского университета выходит научно-популярная серия «Азбука понятий», в ней российские ученые рассказывают об истории понятий и их современном понимании. Это академическая серия мирового уровня, которая делается в России, и ее может читать любой интересующийся — часто книги из серии выполняют функцию своего рода введения в те или иные научные области.
Из новинок можно обратить внимание на книги Сергея Штыркова «Религия, или Узы благочестия», Михаила Крома «Патриотизм, или Дым отечества» и Григория Юдина «Общественное мнение, или Власть цифр».
Спрашивать на стенде В6 «Европейский университет», павильон № 1.
Серия «Что такое Россия» издательства Новое литературное обозрение
«Что такое Россия» — уже зарекомендовавшая себя научно-популярная серия об истории России. Книги для нее пишут видные российские и зарубежные ученые: для некоторых она служит полигоном для обкатки своих идей перед академическими дискуссиями, а для некоторых это хорошая возможность рассказать широкой аудитории о своих исследованиях. Книги в эту серию попадают по двум важным критериям: острая или неочевидная тема (либо всем знакомый материал, но рассмотренный с иной перспективы) и увлекательность изложения, где упор делается не на сухие факты, а на истории людей.
Из новинок привлекают внимание работы Галины Ульяновой «Купчихи, дворянки, магнатки. Женщины-предпринимательницы в России XIX века» и Кирилла Соловьева «Союз освобождения. Либеральная оппозиция в России начала ХХ века».
Спрашивать на стенде В4, С3 «Новое литературное обозрение», павильон № 1.
Джон Аллен Паулос «Математическое невежество и его последствия», Издательство Студии Артемия Лебедева. Перевод И. Форонова
Многие из нас с математикой на «вы», хотя понимание принципов, например, теории вероятностей и математической статистики являются важнейшими знаниями для любого современного человека. К чему нас может привести математическое невежество? Популяризатор науки Джон Аллен Паулос отвечает в своей книге, что это ведет нас к принятию неправильных решений как на личном, так и на общественном уровне, а в более запущенных случаях — к вере в различные альтернативные и псевдонаучные учения. Он рассказывает о том, как математика влияет (и определяет) нашу жизнь, иллюстрируя это множеством примеров, различными схемами и таблицами.
Для российского издания этой книги рецензию написали известные популяризаторы математики — Алексей Савватеев и Михаил Бочкарев.
Спрашивать на стенде А8 «Издательство Студии Артемия Лебедева», павильон № 1.
Адам Робертс «Вот и все. Зачем мы пугаем себя концом света?», Individuum. Перевод С. Афонина и В. Бойер
Представление о конце света является неотъемлемой частью человеческой культуры, но в то же время оно кажется таким современным, потому что мы придумали себе множество сценариев армагеддона: эпидемии, зомби-апокалипсис, восстание машин, вспышка на Солнце. Но что за этим стоит? Писатель Адам Робертс увлекательно прослеживает истории нарратива о конце всего и показывает, почему мы раз за разом воображаем все новые и новые сценарии этого, да и почему, собственно, мы несколько торопимся.
Спрашивать на стенде I5 «Individuum», павильон № 2.
Ник Чизмен, Брайан Клаас «Как почти честно выиграть выборы», Бомбора. Перевод А. Ю. Лаировой
Зачем недемократическим и авторитарным политическим режимам выборы? Для чего нужен весь этот театр с изображением политической борьбы и «управляемой конкуренцией»? На это вопрос постарались ответить политологи Ник Чизмен и Брайан Клаас, в своей книге они собрали практически энциклопедию по технологиям и методам «почти честной» победы в выборах. Их выводы будут вполне знакомы тем, кто хоть немного погружен в современную политическую науку, изображение демократии и электоральных процессов являются на сегодня самыми эффективными способами легитимации и сохранения своей власти.
Спрашивать на стенде А9 «Бомбора», павильон № 1.
Художественная литература
Серия «Набоковский корпус» от издательства Corpus
Казалось бы, всем известный классический автор, дефицита книг которого нет на полках магазинов, зачем за ним идти на ярмарку? Дело здесь в новом проекте издательства Corpus, которое вместе с Фондом Владимира Набокова взялось за переиздание всего наследия великого писателя. Обещают актуализировать тексты произведений, добавить недостающие фрагменты, исправить ошибки других изданий, а также перевести те сочинения, которых ранее не было на русском языке. Редактирует серию специалист по Набокову Андрей Бабиков.
На ярмарке в новой серии будут представлены книги «Камера обскура», «Лолита», «Машенька. Подвиг» и «Отчаяние».
Спрашивать на стенде B3 «Corpus», павильон № 1.
Книги Эдуарда Лимонова от издательства Альпина
С Эдуардом Лимоновым на полках книжных магазинов долгое время была очень странная ситуация: один из самых популярных и востребованных писателей, но наиболее известные его книги (за которые многие и ценят Лимонова) нельзя было просто так купить. Только, к сожалению, после смерти автора издательство «Альпина» приступило к перевыпуску всех хитов Лимонова, теперь эти красивые издания можно заиметь и в свою коллекцию.
На ярмарке будут представлены культовые романы автора — «Это я — Эдичка» и «Дневник неудачника, или Секретная тетрадь».
Спрашивать на стенде С1 «Альпина», павильон № 1.
Илья Масодов «Мрак твоих глаз: трилогия», Kolonna Publications, Митин журнал
Трилогия Ильи Масодова, выпущенная когда-то давно издательством «Колонна», внезапно стала очень популярной и востребованной. И с тех пор заветный томик был мечтой всех библиофилов и любителей российской нонконформистской литературы. В 2021 году издатель услышал мольбы многочисленных фанатов и в небольшом, как впрочем и всегда, количестве переиздал книгу.
А так, трилогия Масодова — это культовый хоррор-роман, трэш, угар, содомия, советские девочки-пионерки, — все, как мы любим.
Спрашивать на стенде С6 «Бакен», павильон № 1.
Питер Хег «Твоими глазами», Симпозиум. Перевод Е. Красновой
Долгожданная новинка для любителей датского писателя и скандинавской литературы. Роман «Твоими глазами» вышел в оригинале в 2018 году и только совсем недавно стал доступен для российского читателя, хотя первую его часть можно было прочесть в антологии «Темная сторона Хюгге».
Как и всегда, книга Хега с узнаваемой атмосферой и на непростую тему: главный герой, пытаясь спасти своего друга от суицидальных мыслей и наклонностей, обращается в некий институт нейровизуализации, где они путешествуют по чужому и своему сознанию, памяти и снам.
Спрашивать на стенде М6 «Симпозиум», павильон № 4.
Али Смит «Лето», Издательство Эксмо. Перевод В. Нугатова
«Лето» — это заключительная часть «Сезонного квартета» британской писательницы Али Смит. Как и в других книгах цикла писательница умело соединяет локальную семейную историю с большим политическим контекстом, поэтому ее тексты и остро актуальны, но в то же время полны глубины и лиризма. Хотите узнать и почувствовать, что ощущали англичане в эпоху Брекзита и после — читайте Али Смит.
Спрашивайте на стенде B5 «Эксмо», павильон № 1.
Искусство
Серия «Основы искусства» от издательства Ad Marginem
Сейчас особого дефицита книг по искусству (в том числе и по современному) на русском языке нет: есть и вводные работы, есть исследования и для специалистов. Но часто нас может заинтересовать какое-то конкретное направление или тема, а читать сухие монографии не хочется. Серия «Основы искусства» как раз заполняет эту лакуну — книги в ней посвящены какой-то узкой теме (например, стрит-арту), но в то же время раскрывается она очень доступно и со множеством иллюстраций, так что можно составить объемное представление о предмете своего интереса.
Из новинок на ярмарке будут представлены книги Стефани Стрейн «Абстрактное искусство» и Мэтью Уилсона «Символы в искусстве».
Спрашивать на стенде А15 «Ad Marginem Press», павильон № 1.
Серия «Сеанс. Лица» от журнала «Сеанс»
Журнал «Сеанс» является ведущим российским изданием о кино, но также они выпускают и интересные книги. Недавно они запустили серию «Сеанс. Лица», где авторы журнала анализируют творчество и биографии культовых режиссеров и актеров. В серии есть как авторские книги, так и сборники, где представлены разные точки зрения.
На ярмарке из новинок серии можно будет найти книги Станислава Зельвенского «Роман Поланский» и сборник о Дэвиде Финчере.
Спрашивать на стенде С8 «Альянс независимых издателей», павильон № 1.
«Не надо стесняться. История постсоветской поп-музыки в 169 песнях 1991–2021», Институт музыкальных инициатив
Институт музыкальных инициатив — это независимая организация, которая занимается развитием (и изучением) российской музыкальной индустрии. Помимо различных проектов, направленных на музыкантов, они еще и издают книги. Самая громкая их новинка — книга «Не надо стесняться» — настоящая энциклопедия постсоветской музыки. Книга разделена на главы по годам, в каждой рассказывается о знаковых песнях, которые вышли в этот период. Статьи о песне состоят из небольшого культурологического комментария и интервью с исполнителями и создателями хита, где рассказывается, как им пришла идея и какова история записи. Это большая книга, которую, в том числе, можно читать и как историю современной России, увиденную через призму поп-музыки. Редактором сборника выступил известный музыкальный журналист Александр Горбачев.
Спрашивать на стенде С8 «Альянс независимых издателей», павильон № 1.
Ирина Руцинская «Иконография Сталина. Репрезентация власти в советском искусстве 1930–1950-х годов», БуксМАрт
Ленин и Сталин являлись важными иконографическими образами для советского официального искусства. Но если Владимир Ильич по-настоящему стал культурным героем, его изображение часто используется современными художниками и популярной культурой, то об Иосифе Виссарионовиче такое сказать нельзя, хотя его «большой стиль» десятилетиями определял советское искусство. Культуролог Ирина Руцинская скрупулезно изучила визуальную репрезентацию вождя, какие особые каноны, приемы и иконографические образы сложились вокруг образа Сталина. Получилась большая и важная книга, которая поможет лучше понять социалистический реализм.
Спрашивать на стенде А23 «Буксмарт», павильон № 1.
Элис Росторн «Дизайн как отношение», Издательская программа Музея современного искусства «Гараж»
В последнее время на русском языке стало выходить все больше книг не о том, как сделать хороший дизайн, а как с помощью дизайна решать социальные проблемы. Элис Росторн — дизайн-критик и писатель — в своей книге рассказывает о том, что хороший дизайн не просто красив и функционален, но и помогает преодолевать конфликты, поддерживает уязвимых людей и разрешает сложные ситуации. Это новое понимание того, что дизайн — это не нейтральная вещь, которая делает нашу жизнь лучше, а он находится в социальном контексте и часто определяет его.
Спрашивать на стенде С6 «Бакен», павильон № 1.
Биографии, воспоминания, публицистика
Рут Кокер Беркс «Все мои ребята. История той, которая протянула руку без перчатки», БФ «Нужна помощь». Перевод Ю. Пугаченковой
Автобиографический роман Рут Кокер Беркс «Все мои ребята», рассказывающий о борьбе и активизме пионерки помощи ВИЧ-инфицированным. Долгое время СПИД и ВИЧ в США были стигматизированными болезнями, а пациентов с такими диагнозами никто не лечил. Рут случайно попала в палату с такими, медленно умирающими, больными, с этого момента и начался ее путь активистки. Она смогла организовать первую в Америке программу помощи ВИЧ-инфицированным людям, распространяла знания и занималась просвещением в этом вопросе. Эта книга читается как увлекательная история человека, который хотел изменить ситуацию в своей стране, и многого в этом достиг.
Спрашивать на стенде N6 «Такие дела», павильон № 4.
Максим Семеляк «Значит, ураган. Егор Летов: опыт лирического исследования», Individuum
Слава и культ Егора Летова с каждым годом только растет, уже изданы книги его стихов, автографов, фотографий, но вот работ, которые исследовали бы феномен этого музыканта, не так уж и много. Максим Семеляк написал достаточно личную историю отношений с лидером «Гражданской обороны». Он знал Летова и был свидетелем его множественных жизненных перипетий, поэтому в его книге музыкант предстает в объемной картине через разговоры, переживания и, конечно же, песни.
Спрашивать на стенде I5 «Individuum», павильон № 2.
Пол (Пауль) Фейерабенд «Убийство времени. Автобиография», Rosebud. Перевод В. Зацепина
Пол Фейерабенд является одним из самых провокационных философов ХХ века – яркий скептик и критик науки и научного метода, основатель направления эпистемологического анархизма. Как и творчество этого мыслителя, его биография тоже очень насыщенная: он участвовал во Второй мировой войне, в разное время учился и работал в Англии, США, Новой Зеландии, был профессором в Калифорнийском университете в Беркли. Поэтому о его жизни хотелось бы узнать гораздо больше, чем о жизни других философов, благо, теперь нам доступна его автобиография.
Спрашивать на стенде С8 «Альянс независимых издателей», павильон № 1.
Мэгги Нельсон «Красные части: автобиография одного суда», No Kidding Press. Перевод А. Каркачевой
Имя Мэгги Нельсон уже прозвучало для российского читателя благодаря ее книгам, написанным на стыке жанров, — это «Синеты» и «Аргонавты». В новой книге она тоже нарушает литературные границы. Формально это документальное повествование о суде над новым подозреваемым в убийстве родной тети писательницы Джейн, которое случилось более тридцати пяти лет назад и дело по которому было снова возобновлено. Но в действительности это глубокое исследование собственных ощущений Нельсон и большое высказывание о природе насилия.
Спрашивать на стенде А1 «No Kidding Press», павильон № 1.
Ксения Левашова-Стюнкель «Воспоминания», Издательство Ивана Лимбаха
Среди всего разнообразия больших имен и новинок на ярмарке выбор этой небольшой и красивой книги будет не столь очевидным. Но это обаятельные и непосредственные воспоминания активной участницы художественной жизни России начала ХХ века. Помимо не очень простого пути художницы, эта книга может служить точной энциклопедией нравов и быта того времени, ответит на вопросы, какую судьбу могла выбрать девушка в эти годы и как были устроены формальные и неформальные институты.
Спрашивать на стенде С17 «Издательство Ивана Лимбаха», павильон № 1.
Эльнар Гилязов, книжный обозреватель, работник книжного магазина "Бакен"