Мы поговорили с главным куратором КРЯКК Анастасией Ханиной и узнали, чем ярмарка в этом году отличается от остальных, и как пандемия повлияла на ее проведение.
Как пандемия повлияла на ярмарку? Изменилось ли что-то в организации событий? Если да, то что именно?
В прошлом году отсутствие офлайн-КРЯККа стало для нас большим ударом: думаю, не только для нас, но и для большинства красноярцев. Становится очень грустно, когда у тебя внутренний календарь уже настроен на крупное культурное событие, к которому ты готовишься с февраля, а этого не происходит.
Мы поняли, что формат выставки-ярмарки непереводим в онлайн. Эксперимент с двухдневным онлайн-КРЯККом — это 10% от обычной ярмарки книжной культуры. Если дискуссии еще можно было перенести, то как дать возможность красноярцам купить книги онлайн по издательской цене? Поэтому ярмарка в этом году получится вдвойне насыщенной событиями. Мы очень соскучились, копили силы, и готовы прийти и компенсировать прошлогоднее отсутствие. В нашей программе этого года нет ни одного мероприятия, на которое не хотелось бы сходить. Кроме того, сама тема ярмарки очень интересна.
Онлайн, конечно, лучше, чем совсем ничего. Это возможность встретиться хотя бы в усеченном виде. Пять дней онлайна — это тяжеловато. Поэтому мы решили, что выберем самые важные дискуссии и проведем двухдневный онлайн – марафон. Люди активно смотрели трансляции событий как в режиме реального времени, так и позднее. Эти дискуссии можно посмотреть и сейчас на сайте фонда Михаила Прохорова.
Чему вас научил прошлогодний опыт организации? Легче ли оказалось делать ярмарку офлайн?
Лично мне два дня онлайна по степени энергозатрат дались так же, как пять дней в офлайне. Сначала нам казалось, что это проще простого: настроил технику, со всеми договорился, люди из своих уютных домиков в нужное время вышли в онлайн, поговорили. Все закончилось, началось следующее мероприятие. Но оказалось тяжело. Сработал психологический момент: как спикеры, так и зрители к тому моменту сильно устали от самого формата зума, это стало ругательным словом.
Обычно, когда ты говоришь спикерам и зовешь их на КРЯКК, они отвечают: «Да, конечно!». Потому что это очень насыщенное интеллектуальное общение. Это благодарная публика, которая тебя слушает и задает вопросы.
Это зрительный контакт. А когда ты говоришь им то же самое, приглашая принять участие в Красноярской ярмарке книжной культуры онлайн, они отвечают: «Мы подумаем». Потому что нет никакого зрительного контакта: спикеру сложно говорить, глядя в ноутбук.
А на огромной площадке с тысячами мероприятий тебе хорошо от того, что ты видишь, какой огромный проект ты делаешь, как людям интересно и познавательно. Здесь книжки продаются, там люди разговаривают о важном, тут дети бегают по интересной выставке. Ты хочешь работать дальше, потому что получаешь отклик, и это мощный стимул. В онлайне отклика, конечно, не получишь никогда. Взять микрофон и самому задать вопрос на дискуссии и написать вопрос в чате, чтобы его озвучил звукорежиссер — это, конечно же, несравнимо.
В прошлом году темой КРЯККа была «Новая этика», в этом — «Мужское и женское». Кажется, тематики перекликаются между собой. Как выбиралась тема? Есть ли социальный запрос на нее?
Конечно, одно вытекает из другого. «Новая этика» — очень большая и объемная тема. У нас готовилась большая программа на пять дней ярмарки. Отработав ее всего лишь в двухдневной онлайн-дискуссии, мы понимали, что сильно ее урезали. У нас была мысль: а не продлить ли ее на следующий год и отработать ли по полной на офлайн-КРЯККе? Но экспертный совет Фонда Прохорова предложил тему «Мужское/женское, смена социальных ролей». Экспертный совет фонда во главе с Ириной Дмитриевной Прохоровой хорошо улавливает социальный запрос, который витает в воздухе, формулируют его и передают тему команде кураторов, которая уже развивает ее в разных направлениях и старается охватить все.
Тема этого года очень модная. Споры про пресловутые окончания, «редактор» или «редакторка» — это же война не на жизнь, а на смерть. Но наша задача — снять этот модный слой и показать не проблему, а явление в целом. Короткий, но жестокий ХХ век с его двумя мировыми войнами, опасными социальными экспериментами, ускоренной урбанизацией и новыми технологиями не только изменил политическую карту мира, но и разрушил привычный, складывающийся веками уклад жизни людей. Подверглись эрозии традиционные семейные связи: отношения между супругами, между детьми и родителями, границы между частной и общественной жизнью. Стремительная, зачастую вынужденная, женская эмансипация привела к резкому изменению социальных ролей мужчин и женщин, этических норм и поведенческих кодов, правового законодательства, рынка труда, форм досуга – в общем всего образа жизни.
Неоднозначные последствия таких радикальных изменений испытывает на себе современное общество. В нем идет постоянная борьба между мировоззрением, освященным традиционной культурой и религией, и новыми, пока еще не устоявшимися и не до конца признанными жизненными практиками. Что мы приобрели и что потеряли в результате таких колоссальных социальных трансформаций?
Был ли на самом деле домострой, кто задал в XIX веке моду на женское предпринимательство, пристойно ли мужчинам плакать и быть щеголями, почему к историческому термину «восстание декабристов» давно пора добавить «…и декабристок». Через исторические аспекты мы выйдем к современности. Будут подкасты о мужчинах в благотворительности, хотя раньше считалось, что это чисто женское дело. Программа в этом году — исчерпывающее и максимально полное обсуждение актуальной темы. Прослушав и посмотрев все до конца, можно понять, что все это не вчера возникло и не завтра исчезнет.
Сколько издательств будет на ярмарке?
У нас планируется выставляться более 200 издательств. К сожалению, больше вместить мы не можем, потому что площадь ограничена рамками выставочного комплекса «Сибирь». Некоторые издательства ужимаются и два издательства умещаются на одном. Фонд Прохорова про поддержку маленьких независимых издательств, которые могут и не занять целый стенд. Это книги, которые вы нигде больше не купите — редкие, хорошие, с уникальной дистрибуцией. Издательства, пропустив год и очень соскучившись, в этом году встали в лист ожидания. То есть у нас был даже конкурс на место.
Все же красноярская ярмарка, и это сейчас не хвастовство, а статистика, стоит на четвертом месте после московских ярмарок Non/fiction, на Красной площади, ММКЯ. А среди региональных КРЯКК первая и самая крупная.
А какие новые издательства будут в этом году?
Я считаю большой удачей, что нам удалось заполучить издательство «Молодая гвардия». Это одно из старейших издательств России, выпускающее биографические книги. Их проблема в том, что они не продаются в электронном виде. Это принципиальная позиция издательства. «Молодая гвардия» издает крутую биографическую литературу. Одна из новинок – «Николай Лесков. Прозеванный гений» Майи Кучерской, вошла во все шорт-листы книжных премий: «Большой книги», «Ясной поляны». А купить ее можно только на крупных ярмарках.
Очень хороший бренд Inspiria — это современная зарубежная литература. Они едут к нам в первый раз. Впервые будет издательство No Kidding press. Детское издательство «Абрикобукс» везет «Зверский детектив» Анны Старобинец. Эта детская серия очень популярна и мы получаем на нее предзаказы. Помимо старых хедлайнеров Corpus, «Фантом Пресс», «Редакция Елены Шубиной» к нам приедут новые: Individuum, Popcorn books.
Какие книги, которые в этом году представят на КРЯКК, больше всего отвечают теме ярмарки?
Конечно же, «Рана» Оксаны Васякиной. Еще это наш литературный хедлайнер «Сад» Марины Степновой, презентация книги пройдет 4 ноября. Этот роман вошел в шорт-листы литературных премий этого года и похоже, обязательно возьмет «золото». Это история как раз про социальные роли и XIX век, про девушку в дворянской России и о том, как сложно идти своим путем, а не прожить жизнь так, как пристало дворянской дочке. Марина Степнова писала эту мощную историю девять лет.
Очень интересен Валерий Панюшкин и его «Девушка, которая выжила». Это книга про новое отцовство, отношения отцов и детей, внимание к подросткам. Я сама училась по статьям Панюшкина, он гениальный журналист и очеркист. В свое время именно он запустил тренд на благотворительность, фонды собирали деньги по его очеркам. Приедет Линор Горалик с презентацией серии книг про Венисану.
Не совсем по теме, но мы ждем Яну Вагнер с ее романом «Кто не спрятался». Она стала очень известной после сериала «Эпидемия» по ее роману «Вонгозеро», и даже сам Стивен Кинг советует читать ее.
Что ожидается на культурной программе КРЯКК в этом году?
В рамках параллельной кинопрограммы в Доме кино мы покажем первые серии сериала «Манюня». На показ и обсуждение к нам приедет автор повести Наринэ Абгарян. Мы посмотрим и обсудим с ней первые три-четыре серии, которые выйдут в прокат только в январские праздники.
Каждый день будут проходить два-три кинопоказа в день и обсуждения с известными людьми. В первый день мы посмотрим «Маленьких женщин» и обсуждаем его с Галиной Юзефович, потом будет просмотр фильма «Маленькая мама» и обсуждение с Оксаной Васякиной, затем фильм «Аннет» с Антоном Долиным*. Будем смотреть сериал «Чики» с актрисой Варварой Шмыковой, которая сыграла в нем одну из главных ролей. Это наше главное нововведение года: мы сделали отдельную кинопрограмму, которая полностью соответствует теме ярмарки. А спектаклей будет мало: мы решили ограничиться концертом-открытием и закрытием в театре оперы и балета, на которые уже идут продажи.
*Входит в список СМИ-иноагентов. Мы указываем это по требованию властей.
Марина Кирюнина, журналист, литературный критик